Развитые страны обеспечат более половины прироста мирового ВВП, а темпы восстановления экономики развивающихся стран будут ниже глобальных – впервые после 2008 года
Глобальный экономический рост в нынешнем году останется устойчивым, но будет неравномерным: увеличится разрыв между развитыми и развивающимися странами, говорится в новом макроэкономическом прогнозе Euler Hermes. Эксперты компании ожидают, что в условиях неопределенности, вызванной распространением штамма омикрон, темпы экономического роста в развитых странах снизятся на 0,3 процентных пункта в первом квартале текущего года из-за усугубившихся проблем на рынке труда и сбоев в мировой торговле. Однако по-прежнему более половины прироста мирового ВВП будет обеспечиваться за счет развитых стран (+2,2 п.п. в 2022 году и +1,6 п.п. в 2023 году), в то время как развивающиеся страны будут отставать от них – впервые со времени глобального финансового кризиса 2007-2008 годов. Нынешний прогноз Euler Hermes по темпам роста ВВП в 2022 году остается в целом неизменным по сравнению с прогнозом, сделанным в сентябре прошлого года: мировая экономика вырастет на 4,1%, а в Еврозоне и США ожидается прирост, соответственно, на 4,1% и на 3,9%. При этом в Китае в нынешнем году темпы роста замедлятся по сравнению с 2021 годом и составят только 5,2% из-за сохраняющихся проблем в секторе недвижимости и желания китайского правительства обеспечить финансовую стабильность (см. Рис. 1). Самый низкий после 2015 года вклад Китая в прирост мирового ВВП (всего лишь 0,9 п.п.), вероятно, окажет негативное побочное воздействие на развивающиеся страны, восстановление которых будет не таким глубоким, как после предыдущих кризисов.
Что касается России, то прогноз Euler Hermes по темпам роста российской экономики был понижен: если в сентябре экономисты компании считали, что в 2021 году российский ВВП увеличится на 4,5%, а в 2022 году – на 3,3%, то теперь, по их новой оценке, в 2021 году прирост составил 4,0%, а в 2022 году экономика РФ вырастет на 3,0%. Основания для понижения прогноза по России заключаются в следующем:
Эксперты Euler Hermes по-прежнему ожидают, что носящий повсеместный характер дисбаланс спроса и предложения будет поддерживать инфляцию на высоком уровне до конца первой половины 2022 года как в развитых, так и в развивающихся странах. Инфляция, вероятно, замедлится в нынешнем году по мере того, как восстановление экономики будет становиться более устойчивым. Это будет связано главным образом с исчезновением эффекта наверстывания спроса на товары и со снижением цен на энергоносители во второй половине года. В условиях сохраняющейся неопределенности относительно масштабов и продолжительности инфляционного давления центральные банки переходят к более жесткой денежно-кредитной политике. Эксперты Euler Hermes определили 10 развивающихся стран, которые больше всего подвержены риску из-за более быстрого, чем ожидалось, ужесточения денежно-кредитной политики в США: это - Аргентина, Бразилия, Чили, Египет, Венгрия, Нигерия, Румыния, Южная Африка, Турция и Украина. В Европе налогово-бюджетное воздействие на экономику будет сильнее, чем в США, но влияние этого фактора быстро уменьшится по мере того, как большинство стран приступят к ужесточению налогово-бюджетной политики. Большинство стран с формирующейся рыночной экономикой сокращают дефицит бюджета, однако экспортеры сырьевых товаров остаются уязвимыми перед замедлением внешнего спроса со стороны Китая.
Что может пойти не так? Несмотря на появление еще одной мутации Covid-19, влияние пандемии на экономику в целом ослабевает. По оценке Euler Hermes, потенциальные проблемы на рынках труда из-за санитарно-эпидемиологических ограничений могут представлять угрозу для 2-3% добавленной стоимости в развитых странах. Кроме того, ухудшение финансового положения или преждевременное сворачивание мер господдержки могут подорвать восстановление экономики и повысить уязвимость частного и государственного секторов, что в некоторых странах может привести к серьезным последствиям. Более существенные расхождения между странами в нормализации налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики могут привести к дальнейшему увеличению диспропорций и подорвать восстановление международной торговли. На перспективы развивающихся стран могут повлиять такие факторы как увеличившийся отток капитала и волатильность валютных курсов на фоне ужесточения условий финансирования в США, валютный кризис в Турции и растущая неопределенность в вопросе о последствиях замедления внешнего спроса со стороны Китая.