13 декабря 2021
Европа проигрывает США в конкуренции за поставки ресурсов из Китая
- В глобальных цепочках поставок могут сохраняться серьезные сбои вплоть до второй половины 2022 года на фоне новых вспышек пандемии Covid-19 по всему миру, проводимой в Китае политики «нулевой терпимости» к Covid-19, а также на фоне неустойчивого спроса и нестабильной ситуации с обеспечением производственными ресурсами в период празднования Нового года по китайскому календарю. Об этом говорится в исследовании о глобальной торговле, подготовленном Euler Hermes. Компания ожидает, что темпы роста мировой торговли останутся высокими в 2022 и 2023 годах, причем некоторые регионы и секторы экономики будут демонстрировать в этом отношении опережающие показатели.
В глобальных цепочках поставок сохранятся серьезные сбои вплоть до второй половины 2022 года
Мировая торговля товарами демонстрировала исключительно высокие показатели, начиная со второй половины 2020 года. Но в третьем квартале 2021 года торговля сократилась, особенно в развитых странах и странах с формирующейся рыночной экономикой (emerging economies). При этом развитые страны сталкиваются скорее с перебоями в цепочках поставок, чем с проблемами в области спроса: Euler Hermes считает, что текущее сокращение объема глобальной торговли на 75% объясняется недостаточным уровнем производства, а на 25% – задержками на транспорте. Количество заказов на новые транспортные мощности быстро растет, их объем составляет 6,4% от существующего флота, и к концу 2022 года эти суда должны будут войти в строй и начать работу. При этом увеличение расходов на портовую инфраструктуру в США позволит в значительной степени устранить факторы, ограничивающие сейчас глобальные морские перевозки.
Европа проигрывает США, когда дело касается поставок ресурсов из Китая
Европа сильно зависит от импорта промежуточных товаров (intermediate inputs, товаров, используемых не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг), и в этом отношении подвергается большему риску, чем США. Без увеличения производственных мощностей и инвестиций в портовую инфраструктуру, нормализация ситуации с поставками в Европу может произойти только после 2022 года, если спрос останется выше потенциально возможного объема производства. Euler Hermes считает, что секторы по производству бытовой техники и электроники, автомобилей, машин и оборудования наиболее уязвимы из-за дефицита производственных ресурсов.
«Ключевой риск для Европы связан с Китаем: по нашей оценке, сокращение импорта в ЕС из Китая на 10% может снизить производство в металлургическом секторе более чем на 6%, в автомобилестроении (включая производство транспортного оборудования) – более чем на 3%, в секторе по производству компьютеров и электроники – более чем на 1%», – говорит Ано Куханатан, старший советник по секторальным исследованиям в Euler Hermes (Ano Kuhanathan, Senior Sector Advisor at Euler Hermes).
Тем не менее, в вопросе о возвращении из-за рубежа ранее вынесенного за границу производства (reshoring) и о переносе производства из дальнего зарубежья в ближнее (nearshoring) все ограничивается пока в основном разговорами, а не реальными шагами.
Несмотря на продолжающиеся сбои в глобальных цепочках поставок, Euler Hermes пока не наблюдает четкой тенденции к возвращению в развитые страны ранее вынесенного за границу промышленного производства и к переносу производства из дальнего зарубежья в ближнее. Единственным исключением здесь является Великобритания, которая, вероятно, столкнется с проблемами из-за Брекзита. Однако протекционизм достиг в мире рекордного уровня в 2021 году и должен будет оставаться на высоком уровне, в основном в форме нетарифных торговых барьеров (например, субсидий, промышленной политики).
В общем и целом, мировая торговля вырастет в натуральном выражении на 8,3% в 2021 году, на 5,4% в 2022 году и на 4,0% в 2023 году
Хотя и существует риск повторного спада в мировой торговле в первом квартале 2022 года, Euler Hermes ожидает нормализации международных торговых потоков в натуральном выражении, начиная со второй половины 2022 года. Это будет обусловлено тремя факторами:
1) Снижение потребительских расходов на товары длительного пользования с учетом более длительного цикла их замены и с учетом сдвига к более рациональным моделям потребления.
2) Менее острый дефицит производственных ресурсов, поскольку запасы вернулись на докризисный уровень или даже превысили его в большинстве секторов, а капитальные вложения увеличились (в основном в США).
3) Уменьшение перегруженности морских перевозок (за последние несколько месяцев заказы на новые контейнеровозы достигли в мире рекордно высокого уровня, и составляют 6,4% от существующего флота) и запланированные расходы на портовую инфраструктуру в США в размере 17 млрд. долл. США.
«В целом мы ожидаем, что мировая торговля вырастет в натуральном выражении на 5,4% в 2022 году и на 4,0% в 2023 году, а затем постепенно вернется к своим докризисным средним уровням. Однако это происходит за счет увеличения глобальных дисбалансов. В США будет зафиксирован рекордно высокий внешнеторговый дефицит (около 1,3 триллионов долларов США в 2022-2023 годах), а в Китае, напротив, рекордное положительное сальдо торгового баланса (в среднем 760 млрд. долл. США). При этом в Еврозоне также будет отмечено превышение среднего уровня торгового профицита в размере 330 млрд. долл. США», – объясняет Франсуаза Хуан, старший экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Euler Hermes (Françoise Huang, Senior Economist for Asia-Pacific at Euler Hermes).
И победителями стали…
По оценке Euler Hermes, энергетический сектор, а также секторы по производству электроники, машин и оборудования продолжат демонстрировать в 2022 году более высокие результаты по сравнению с другими секторами. Но основным лидером в области экспорта должно стать автомобилестроение благодаря накопившемуся объему работу и снижению капиталовложений в 2021 года. На региональном уровне в области экспорта в ближайшие несколько лет будет лидировать Азиатско-Тихоокеанский регион (экспортная выручка в 2021-2023 годах составит там более 3 триллионов долларов США).